Средневековье умело видеть в разуме страстное стремление к справедливости,

а в науке — жажду истины.

Жак Ле Гофф 

Начало статьи о переплетах читайте на нашем сайте.

Средневековье — довольно значительный промежуток в истории человечества. Его начало приходится на позднюю античность, это приблизительно IV—V века, а окончание приходится на XV — XVI столетия. Временные рамки эпохи средних веков довольно условны и разнятся в исторической традиции разных стран. Большинство историков считают, что в данную эпоху входят периоды «Темных веков или Раннего средневековья», «Классического или высокого средневековья» а так же «Позднее средневековье» плавно и незаметно перетекающего в эпоху Ренессанса.

Книга в эпоху средних веков преодолела значительный путь технического и жанрово-стилистического развития, достигнув к периоду Ренессанса визуально привычных для нас форм.

Коптские переплеты

древние переплеты

Самыми первыми переплетами рассматриваемой эпохи являются коптские, которые стали родоначальниками большинства византийских и западноевропейских переплетов.

В начале двадцатого века в развалинах древнехристианских монастырей Верхнего Египта были найдены около сотни коптских книг, датированных IV—V в., часть из них хранилась в глиняных сосудах, тем самым обеспечив им хорошую сохранность. Переплеты этих книг в основном представляют собой мягкую, кожаную обложку. По верхней и боковой кромке обложки проделаны отверстия, посредством которых к ней крепились два длинных и широких ремня, в которые она и заворачивалась. Другой тип переплета представлял собой деревянные крышки обтянутые кожей с пятью поперечными ремешками, продетыми в специальные отверстия в обложке. Ремешки использовались как завязки, обеспечивая монолитность книжного кодекса.

украшения коптских книг

Большинство видов декора, применяемого в украшении коптских книг, в дальнейшем использовались европейскими и персидскими мастерами в украшении уже своих работ.

Копты, греческое слово в переводе означает египтяне. Так называется коренное население Египта, составляющее около 8% всего населения страны. В своем большинстве они остались православными дохалкидонскими христианами, в то время как арабское большинство страны являются мусульманами.

Интересный факт. В 1910 г. американский банкир и миллионер, Джон Пирпонт Морган I приобрел большинство найденных на то время коптских книг IX—X веков. После чего отдал их на реставрацию в Ватикан, где им без документирования заменили древние переплеты на современные.

Каролингские переплеты

Каролинги – это вторая после Меровингов королевская династия франков, правившая с 754 по 985 годы. Род был основан Пипином Коротким, отцом Карла Великого, при котором был необычайно мощный культурный рассвет королевства. Строились прекрасные здания, открывались школы, приглашались из разных стран ученые, философы и поэты. Мощный импульс развития получила светская литература, исторические хроники и биографии влиятельных людей. Ученые мужи разработали новый хорошо читаемый шрифт, каролингский минускул, который является прототипом современной латинской азбуки. Со временем этот пропорциональный, с красивыми формами шрифт стал очень распространенным во всей Западной Европе.

каролингский минускулКаролингские переплеты

Благодаря распространению христианства коптские переплетные традиции проникли в северо-западную Европу, где со временем изменились, подстраиваясь под новые материалы и приобрели свои особенные черты.

Европейские книги VI— IX в. довольно редки и являются большой ценностью. Ныне в Российской национальной библиотеке находится всего 36 рукописей этого периода из библиотек аббатства Рейхенау и Корби. Монастыри, основанные в XVII—XVIII веках, достигшие значительных высот в ремеслах создавшие колоссальные по своим временам библиотеки, были полностью разорены и закрыты, а их земли были отобраны государством в конце XVIII, начале XIX века.

Интересный факт. Благодаря Петру Петровичу Дубровскому, русскому дипломату, коллекционеру и библиофилу, в «пожаре Французской революции» уцелело более 400 сотен антикварных западноевропейских манускриптов из упразднённых аббатств Корби и Сен-Жермен. Так же было выкуплено и доставлено в Россию девяносто восточных и около пятидесяти славянских старинных рукописных книг.

Конструктивно все каролингские манускрипты VI— IX веков объединяет общая черта. Они созданы по коптской технологии. Тетради, составляющие кодекс, сшиты «цепочкой», крышка переплета крепится к книжному блоку независимыми нитями, однако сам способ крепления в каждой книге свой, уникальный.

тетради переплетсевероевропейский орнамент

Основным вкладом европейских переплетчиков является традиционный североевропейский орнамент, выполненный в стиле «плетенка». А так же плоский корешок книжного кодекса. Для украшения переплетов применялись оклады из меди, серебра, золота и драгоценных камней.

Византийский или греческий переплет

Византийский переплет в основном характеризуется консервативной приверженностью к старой традиции коптской школе и их технологическим приемам. Мастерами-переплетчиками использовались старые проверенные методы в технике шитья блоков и способах крепления к нему крышек обложки. Совпадение размеров переплётных крышек и книжного блока является основной чертой коптского переплета и без изменений перешло в византийский стиль переплета вместе с книжными застежками в виде своеобразного треугольника, которые часто встречаются в поздних коптских манускриптах.

греческий переплет

Декор византийских переплетов обычно представлял собой тисненый орнамент. Чаще всего это ромбовидные композиции, образованные пересечением диагональных линий. Между диагоналей располагались различные клейма с разнообразными узорами. Среди них были изображения грифонов, лилий, двуглавых орлов и многое другое.  

Признание христианства и миланский эдикт, изданный при Константине Великом, весьма заметно отразился на изготовлении книг. Старые «консульские» диптихи и их чуть более совершенные версии, триптихи, были приспособлены служить в новом виде, как переплетные доски для христианских книг. В то время была весьма распространена практика вшивать церковные книги в старинные богато украшенные диптихи. Так образовался монастырский тип переплета, когда поверх древнего диптиха накладывалась хорошо обработанная кожаная обложка, жестко фиксировалась и украшалась в новых традициях христианской веры.

В конце четвертого века, одновременно со становлением богослужебного канона, появились уже специально изготовленные церковные диптихи. Их стремились максимально украсить, используя редкие материалы, золото, серебро и драгоценности. Эта тенденция была вызвана усилением влияния Антиохийской богословской школы, расцвет которой приходится на IV век. Антиохийские богословы тяготели к буквальному пониманию и исполнению христианского учения. Евангельские книги, в их понимании, считались «Живым словом самого Христа», соответственно переплёт книги является Его ризами, в которые Он был облачен. А как известно из Евангелия, с верою прикоснувшаяся к ним кровоточивая жена сразу исцелилась. Поэтому в церковной традиции навсегда закрепился обычай украшать священные предметы.

Русские переплеты

На Руси вплоть до конца XVII века церковные книги традиционно делались с деревянной основой переплета, оборачивались кожей и закреплялись шнурами, обрез книги обычно золотился или красился. Особо ценные книги имели металлические застежки, а менее ценные - завязки, которые придавали книгам монолитность и цельность. Также в зависимости от богослужебной или иной значимости переплеты разделялись на окладные и обиходные.

Интересный факт. Первый Русский окладный переплет Евангелия назван в честь Фёдора Кошки, датирован 1392 годом и хранится в Российской государственной библиотеке.

окладной переплет

Окладные переплеты покрывались золотыми и серебряными чеканными и гравированными пластинами, драгоценными камнями, жемчугом, финифтью. Вместо кожи использовались дорогие ткани, такие как атлас, парча и бархат. В основном окладные переплёты имели Евангелия, так как они постоянно использовались в богослужении.

Обиходные переплеты были несколько проще. При изготовлении использовалась грубая кожа или холст, широко применяли металлические наугольники, гравировка и теснение. Также широко употребляли «гладкие» покрытия без тиснения и других украшений. Книги с обиходным переплетом в церковном богослужении были преимущественно требниками, канонниками, часословами или месяцесловами. А также служили метрическими книгами и номоканонами.

Помимо церкви обиходный переплет преимущественно использовался в бюрократическом аппарате и сфере торговли, так как в больших и серьезных делах связанных с властью и деньгами рукописные книги способствовали четкому видению всей полноты ситуации, помогая отвечать на широко распространенные во все времена вопросы. Что и куда потрачено, с какой выгодой, какие прибыли в этом году, а какие в прошлом. Так же в книгах с простыми обиходными переплетами хранились отчеты дипломатов и деловая переписка чиновников и министров.

Католическая церковь в средние века соперничала со светской властью за господство, обладая значительным влиянием и богатством. Средневековые монастыри как центры религиозной власти, кроме богатства и земель, славились обширными библиотеками и скрипториями, в которых грамотные монахи переписывали книги разных направлений человеческой мысли, тем самым являясь колыбелью новорождённой науки.

Одни из древнейших университетов мира - Сорбонна была основана путем объединения нескольких монастырских школ и с начала непосредственно подчинялась Папе Римскому. Именно монастыри были предками современных институтов и выполняли в средневековье функции высших учебных заведений.

Возникновение и распространение в Европе протестантизма, а так же череда громких политических скандалов, значительно подорвали авторитет наместника св. Петра, во многих странах Европы. А распространение в XV веке первых книгопечатных станков, и повсеместное образование ремесленных гильдий, составило серьезную конкуренцию католическим монастырям в их ранее монопольной сфере книжного производства.

В еще средневековых городах, уже встает заря новых идей и стремлений. Мир людей меняется, превращаясь из поднебесного Храма великого Творца наполненного детьми и созданиями, пропитанный легендами и истовой верой, в чадящую фабрику, механизм, в котором человек всего лишь маленький винтик большой бездушной машины. В конце средних веков маховик прогресса начал свое неспешное, но все же, неумолимое движение вперед. Началась новая эпоха… Эпоха печатной книги.

Возврат к списку

Другие статьи
“Живописец, только копирующий природу, становится её рабом.”
Иван Константинович Айвазовский, русский живописец.




"Божественное провидение явно вводит новый мировой порядок, и будет другой порядок вещей, поскольку старый уже отжил свое и... обрушился. Мы уснули на лаврах Фридриха Великого"
Луиза, королева-консорт Пруссии (1797-1810).