Выпуклое изображение, нанесённое на изделие при помощи штампа, называется тиснением. Тиснение возникло довольно давно, когда были придуманы штампы. Оттиски рисунков и текстов делали на глине, коже и монетах из золота и серебра.

Получаемое в результате тиснения рельефное изображение было своеобразным удостоверением собственника, владеющего имуществом. Пользоваться методом тиснения стали одновременно в разных странах, поэтому родину тиснения назвать сложно. Тиснением украшали футляры древних свитков и книжные переплёты. До 9 века переплёты книг украшали орнаментами, а в 14 веке стали добавлять надписи. Позже, в 19 веке появилось тиснение на бумажных денежных знаках и визитках. Золото для тиснения использовали с 16 века, а с начала 20 века стала применяться фольга.

Искусство тиснения золотой фольгой

Немного технологии

Горячее тиснение основывается на воздействии на поверхности давлением и высокой температурой, что позволяет придать двухстороннюю рельефность и блеск коже, ткани, дереву, картону и пластику, значительно украшая изделие. Множество подарочной продукции — визитницы, ежедневники, планнинги и переплёты дорогих книг украшаются тиснением. Логотипы производителя при помощи тиснения наносят на кожгалантерейную продукцию и изделия из дерева. Тиснением также украшают обувь и кожу для салонов дорогих автомобилей. На прорезиненной поверхности тиснение не применяется.

Единственным недостатком тиснения является невозможность передачи слишком тонких линий.

Тиснение фольгой выполняется при помощи клише, передающего изображение на поверхность. Клише для тиснения изготавливается в зеркальном отображении и при помощи нагревания штампа делает рельефный оттиск на поверхности.

Фольга, используемая для тиснения бывает различных типов – металлизированная, текстурная, голографическая, пигментная и лаковая. Золото, серебро и бронза металлизированной фольги являются самыми популярными для тиснения книжных переплётов. Орнаменты камня и дерева передают при помощи специальной текстурной фольги, а голографическая фольга помогает наносить на изделие изображения и надписи, видимые под определённым углом, что позволяет защитить их от подделок.

Тиснение глянцевой или матовой цветной пигментной фольгой даёт удивительно красивые эффекты на различном фоне, а прозрачная лаковая фольга - выразительные глянцевые оттиски на матовых поверхностях.

Нанесение рельефного изображения без цвета называется блинтовом или «слепым» тиснением, в результате которого получаются вдавленные оттиски более тёмного оттенка.

красивые переплёты

Выпуклое многоуровневое или так называемое по имени его изобретателя У. Конгрева «конгревное» тиснение выполняется при помощи особого двойного клише-матрицы, применяемых с двух сторон материала. Клише для тиснения изготавливаются из различных материалов, но наиболее долговечными и дорогостоящими являются латунные клише, дающие самые качественные и чёткие отпечатки.

Уходящая вглубь веков традиция украшать переплёты дорогих книг с золотым, слепым или конгревным тиснением бережно сохраняется в переплётном деле и по сей день.

Невозможно представить дорогую подарочную книгу, переплёт которой не украшен тем или иным видом тиснения. Благодаря использованию современных технологий, тиснение стало менее трудоёмким процессом, а качество отпечатков значительно возросло, позволяя делать их более красивыми и долговечными.

Золотые орнаменты, тексты и голографические знаки, нанесённые на переплёты при помощи тиснения, делают оформление книг поистине уникальным и впечатляюще прекрасным.

Возврат к списку

Другие статьи
Генерал-адмирал граф Фёдор Апраксин как-то сказал Петру I:
“Хорошо, если бы у тебя было десятка два человек таких, каков Демидов.”
На что царь, искренне вздохнув, ответил:
“Я счастливым бы себя почел, если бы имел таких пять, шесть или и меньше…”
Между коллекционером и инвестором невозможно провести границу, в этой статье мы постараемся дать рекомендации собирателю – инвестору русской старинной книги.