Генерал-адмирал граф Фёдор Апраксин как-то сказал Петру I: “Хорошо, если бы у тебя было десятка два человек таких, каков Демидов.” На что царь, искренне вздохнув, ответил: “Я счастливым бы себя почел, если бы имел таких пять, шесть или и меньше…”.

Родом Демидовы из села Павшино, что недалеко от Тулы. По поводу судьбоносного знакомства Никиты Демидова с царем в народе слагали легенды. Говорят, что в 1695-м году Пётр, остановившись в Туле по пути в Воронеж, велел позвать к себе лучших кузнецов. Навстречу пришел только Никита. Цель, увидев статного, высокого кузнеца, заявил:
“Вот молодец, годится и в Преображенский полк, и в гренадеры”.
Такая идея Никите не понравилось. Он, упав в ноги Петру, начал упрашивать не подстригать его солдаты.

Царь согласился, но велел Никите за месяц сковать 300 алебард по образцу новейшего немецкого боевого топора. Демидов пообещал сковать за месяц 400 таких же, и даже лучшего качества. И ведь сковал.

Через месяц царь принимал Воронеже его работу. Говорят, она ему так понравилась, что он тут же продиктовал дьяку указ, по которому Никите отводилось близ Тулы несколько десятин казенных земли для копания руды и жжения из леса угля. За полтора года Никита построил на выделенной земле крупнейший в России чугунолитейный завод, открыл несколько новых рудоносных месторождений, испытал новые сорта только что найденной уральской руды. Вот с этого Тульского завода и началась история самой известной предпринимательской династии России.

6 февраля 1709 года Никита Демидов был произведён в царские комиссары.


Возврат к списку

Другие статьи
«Что в жизни нам всего дороже,
Скажите, что же? Что же?
Конечно, шустовский коньяк,
Все прочее - один пустяк!»
Из рекламы шустовского коньяка в газете  «Россия», 1900 г.
Составление родословной книги стало не просто «писком моды» нового времени, но и возрождением прекрасной старинной традиции, отдающей дань уважения и памяти предкам.