«Печатный станок является наиболее мощным оружием в арсенале современного военачальника…» 

Томас Эдвард Лоуренс, британский разведчик и писатель. 

Одна из самых блестящих и романтических фигур в истории разведки – сэр Томас Эдвард Лоуренс. Он был равнодушен к женщинам и деньгам, любил только себя и Британскую империю, которой верно служил. 

В июне 1816 года на Ближнем Востоке началось арабское восстание. Поначалу никаких успехов в борьбе с турецкими войсками восставшим добиться не удалось. Не знали, как использовать арабских мятежников, и британские военные. 

Единственным, кто оказался способен разработать военную стратегию для эффективного использования арабских отрядов, стал Томас Лоуренс. Первое, что он сделал, хорошо зная арабов, - нашел среди племенных лидеров вождя, который мог бы повести разоренные отряды за собой.
Вот что Лоуренс писал об арабах: 

«В массе они не страшны, поскольку общественный дух, дисциплина и взаимное доверие у них отсутствуют. Взятые же в отдельности, они хороши; я сказал бы, что чем меньше часть, тем лучше оказываются результаты. Толпа в тысячу арабов не будет в состоянии что-либо сделать с вчетверо меньшим числом регулярных войск, но три-четыре араба сумеют справиться с дюжиной турецких солдат. Когда арабы сидят без дела, они начинают нервничать и думать о том, как бы вернуться домой. Но когда у них есть дело и они разъезжают небольшими отрядами, нападая на турок то в одном, то в другом месте, тогда они действительно достигают своей максимальной боеспособности». 

Нужно было разработать тактику, с использованием которой даже подобные неорганизованные силы могли бы побеждать турок. Лоуренс нащупал слабое место турецких властей – единственную железную дорогу, связывавшую Аравию с Турцией. Именно против нее стали действовать отряды Лоуренса. Менее чем за два года таким образом удалось полностью парализовать деятельность турецкой армии в регионе. 

9 декабря 1914 года Томас Лоуренс в качестве офицера-картографа отправился из Лондона в Каир для работы в местной группе британских разведчиков. 

Возврат к списку

Другие статьи
“Один плохой главнокомандующий лучше двух хороших.”
Наполеон Бонапарт, великий император Франции

“Главное в маркетинге – это экспериментирование и попытки создать нечто новое. Раньше или позже, но ты разберешься, что работает, а что нет”
Джек Траут, американский маркетолог.